1. Бюджетная классификация и рабочий план счетов в 2024 году.
Последние изменения КБК на 2024 год (Приказы Минфина России от 01.06.2023 №82н, от 13.11.2023 N 183н) и перспективы на 2025 год (Приказ Минфина России от 15.04.2024 №44н)
Изменения КОСГУ – обновленный порядок применения КОСГУ 224 для компенсаций затрат при аренде; обновленный порядок на 2025 год (ID проекта 01/02/07-24/00149091).
Требования к рабочему плану счетов бухгалтерского учета организации госсектора. СГС «Единый план счетов бухгалтерского учета государственных финансов».
2. Новое в учете нефинансовых активов (НФА).
2.1. Новые правила оформления поступления нефинансовых активов. Порядок отражения капитальных вложений и электронной приемки.
2.1.1. Обновленная процедура поступления нефинансовых активов с использованием электронных первичных документов.
• Полномочия комиссии по поступлению и выбытию НФА. Классификация объекта, определение срока полезного использования.
• Капитальные вложения в ОС и МЗ. Первоначальная стоимость НФА. Применение карточки капвложений (ф. 0509211).
• Особенности формирования капитальных вложений при электронной приемке (в случае фактического получения заказчиком ТРУ).
• Схема формирования капитальных вложений и будущих расходов по фактически поставленным ТРУ (в случае отложенной приемки).
• Приемка товаров, работ и услуг с использованием новой формы акта приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452).
• Признание объекта НФА в бухгалтерском учете (поступление обменной операцией или хозспособом). Применение ЭДО (ф. 0510441).
2.1.2. Электронная приемка в 2024 году. Механизм приемки с использованием информационных систем (ЕИС).
• Обновления ЕИС в 2023 и 2024 г. Последствия для бухгалтерии и управляющего закупками. РСКП. Претензионная работа. Прочие новации ЕИС.
• Прикладные вопросы оформления документов приемки. Документы, подтверждающие исполнение контракта. Полная и частичная приемка.
• Электронная претензионная работа. Порядок отражения Заказчиком претензий к Поставщику при приемке в ЕИС.
• Подробный разбор действующей схемы электронной приемки с точки зрения бухгалтерского учета и ЭДО. Даты, проводки, резерв.
2.2. Новые правила выбытия нефинансовых активов. Порядок списания МЗ, БСО и иных нефинансовых активов.
2.2.1. Порядок отражения списания и документальное оформление израсходованных нефинансовых активов. Особенности списания ОС и МЗ для ЭДО.
• Обновленный порядок списания ОС. Применение акта о списании объектов нефинансовых активов (ф. 0510454). Утилизация ОС.
• Обновленный порядок списания МЗ. Переход от ведомости выдачи к акту о списании материальных запасов (ф. 0510460).• Особенности новых правил списания для отдельных категорий нефинансовых активов. Списание транспортных средств, БСО, спецодежды.
2.2.2. Подтверждение обоснованности списания и утилизация списанного нефинансового актива.
• Актуальные способы списания нефинансовых активов в учете. Норма выбытия, процедуры подтверждения фактического расходования и прочие.
• Утилизация материальных ценностей. Требования к отражению информации на счете 02. Акт об утилизации материальных ценностей (ф. 0510435).
• Упрощенная схема выбытия нефинансовых активов без оформления утилизации. Допустимые способы выбытия и риски учреждения.
2.3. Новые правила оформления безвозмездной передачи имущества и отражения аренды имущества в бухгалтерском (бюджетном) учете.
• Порядок перемещения и передачи имущества с 2024 года. Изменение оформления движения имущества в связи с ЭДО.
• Применение и отличия различных документов движения НФА: накладная на внутреннее перемещение (ф. 0510450), требование-накладная (ф. 0510451), накладная на внутреннее перемещение (ф. 0504102) и требование-накладная (ф. 0504204).
• Порядок оформления акта приема-передачи (ф. 0510434) на имущество, которое передается сотрудникам в личное пользование.
• Порядок безвозмездной передачи (получения) имущества в рамках одного собственника или учредителя по его решению для выполнения государственных или муниципальных полномочий (функций) либо для управленческих нужд учреждения. Документы и проводки.
• Порядок отражения арендных отношений в бухгалтерском учете и документооборот учреждения.
3. Новые и сложные вопросы учета финансовых активов.
• Документальное оформление начисления доходов: обязательность применения Извещения (ф. 0510432); случаи применения Ведомости группового начисления (ф. 0510431).
• Новый документ для начисления доходов от субсидий – Извещение о трансферте, передаваемом с условием (ф. 0510453).
• Особенности возврата остатка субсидий прошлых лет – когда применять КОСГУ 610, а когда – КОСГУ 241.
• Расчеты с подотчетными лицами – предоплата и последующее возмещение (208 или 302); применение Заявки-обоснования закупки товаров, работ, услуг малого объема через подотчетное лицо (ф. 0510521).
4. Особенности учета обязательств.
• Расчеты по договорам (контрактам) – когда применять счета резервов (40160), когда начислять обязательства (30200)?
• Акт приемки товаров, работ, услуг (ф. 0510452) – порядок применения документа в 2024 году и в 2025 году.
• Сверка расчетов с налоговым органом по ЕНП; порядок закрытия счета 30314 в учете и его отражение в отчетности, позиция Минфина (Письмо Минфина России от 23.11.2023 №02-07-07/112756).
• Долгосрочные, краткосрочные и просроченные обязательства; особый контроль за просроченными обязательствами в отчетности.
5. Контроль качества бухгалтерской(бюджетной) информации и учетная политика.
5.1. Учетная политика учреждения госсектора на 2025 год с учетом Федеральных стандартов, обновления инструкций и перехода на электронный документооборот. Обновленный порядок инвентаризации активов и сверки взаиморасчетов.
• Регламентированный учет и документооборот в учреждении. Нормативно-правовая база формирования учетной политики. Обзор эталонных решений для организации учета для казенных, бюджетных и автономных учреждений.
• Понятие и прикладное значение требований полноте и достоверности информации в бухгалтерском учете. Особенности процедур подтверждения достоверности информации в учете. Контроль качества бухгалтерской и бюджетной информации.
• Прикладные вопросы минимизации искажений информации и ошибок в учете посредством учетной политики. Классификация активов, определение срока полезного использования и формирование себестоимости услуг. Типовые нарушения в 2024 году, влияющие на достоверность годовой отчетности.
5.2. Обновленный порядок инвентаризации. Обновленные требования к процедуре инвентаризации и работе инвентаризационной комиссии.
• Новые правила инвентаризации. Обязательные случаи и периодичность инвентаризации. Допустимые отклонения от новых правил.
• Обновленные требования к комиссии по инвентаризации. Состав комиссии. Полномочия комиссии. Квалификация комиссии.
5.3. Методика и практика внутреннего контроля, и обеспечение достоверности бухгалтерской(бюджетной) отчетности.
• Планирование и осуществление проверок соблюдения законодательства РФ, регулирующего порядок ведения бухгалтерского учета и норм учетной политики, полноты и правильности документального оформления операций.
• Сплошной контроль однородных операций. Выборочный контроль сложных процессов. Оценка
надежности и эффективности контроля.
• Контроль операций с финансовыми активами. Проверка расчетов с поставщиками и подрядчиками, заказчиками.
• Контроль операций с НФА. Инвентаризация имущества и обязательств учреждения.
• Типовые нарушения бухгалтерского (бюджетного) учета. Типовые финансовые нарушения, выявляемые при прохождении внешних проверок. Комплекс мероприятий по снижению финансовых и нефинансовых рисков учреждения.
6. Прочие изменения и проблемные вопросы в 2024 году.
• Обязательность ЭДО и допустимые случаи сохранения системы бумажного документооборота; возможность применения скан-копий первичных документов.
• Порядок применения электронных подписей – простой и квалифицированной; расширение применения квалифицированных подписей в 2024 году.
• Особенности оформления Графика документооборота в 2024 году – требования Приказа Минфина России от 13.09.2023 №144н
• Переход на новые правила инвентаризации в 2024 году и обновление инвентаризационных описей в 2025 году.